» » Как прогулять школу по уважительной причине. Чем опасны прогулы уроков? Что делать если ты часто прогуливаешь школу

Как прогулять школу по уважительной причине. Чем опасны прогулы уроков? Что делать если ты часто прогуливаешь школу

Представьте: утром ребенок собирается в школу. И вы абсолютно уверены, что это так. Только спустя некоторое время вы узнаете от классного руководителя, целью его утренних сборов была вовсе не школа.

Зачем дети прогуливают школу? Где они проводят отводимое на занятия время? Почему ребенок так поступает и как на это реагировать? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы по этой теме, предлагаем прочитать наш материал, в котором мы разберем признаки такого поведения, модель поведения и общения с прогульщиком.

Случается, что родители сталкиваются с такой проблемой в воспитании детей, как школьные прогулы. Как правило, эта проблема становится актуальной в старших классах. Она может вызвать бурю негодования, как у родителей, так и у педагогов.

Новость о том, что ребенок не посещает школу, зачастую становится сюрпризом для родителей. Взрослые могут отреагировать на нее по-разному. Строгие родители наказывают непослушного сына или дочь. В либеральных семьях прогульщика пытаются понять и не осуждают. А те мамы и папы, которые слишком заняты своими дела- ми, и вовсе закрывают глаза на проблемы ребенка.

Непосещение школы ведет не только к отставанию, но и к нарастанию негативной репутации среди администрации школы, учителей и одноклассников. Предоставленные сами себе, прогульщики чаще других становятся жертвами несчастных случаев, подвергаются дурному влиянию, совершают правонарушения. Кроме того, они постоянно лгут родным и близким. Но прежде чем кричать о потерянном поколении, нужно понять, почему дети решаются на такие поступки, что толкает их прогуливать занятия и как с этим справиться.

Прогул может случиться единожды, а может обладать постоянной, хронической формой. И это – не основная проблема. В этой ситуации важней всего понять следующее: причиной беспокойства должно быть не само непосещение школы, а нежелание или страх ребенка сознаться родителям, почему ему очень не хочется идти в школу.

Решить такую проблему непросто. Очевидно, что наказанием, криками и рукоприкладством в этой ситуации можно только усугубить положение. Нужно суметь найти такой способ, который окажется действенным и не деструктивным. Помните: чтобы решить какую-либо проблему, нужно узнать ее причины. Когда выяснятся причины, то и ответ на вопрос «Что делать?» придет сам по себе.

Первые признаки школьных прогулов

Узнать о прогулах не всегда удается с первого же раза. Но понять, был ли сегодня в школе ваш ребенок или нет, можно по его поведению. Если у ребенка есть склонность к прогулам, то это будет заметно в особенностях поведения, отследив которые можно предотвратить пропуски занятий.

  • постоянные негативные отзывы об одноклассниках, учителях;
  • тяжелый подъем с постели;
  • плохое настроение перед школой;
  • невыполнение всех домашних заданий или их выполнение поздним вечером;
  • системные просьбы остаться дома по пятницам или понедельникам;
  • отрицательное реагирование на разговоры о школьной успеваемости;
  • полное отсутствие заинтересованности, например, в том, что надеть в школу и что взять с собой;
  • беспричинное нарушение питания;
  • частые «беспричинные» жалобы на головные боли, на боли в животе;
  • наличие вредных привычек;
  • дружба с неблагонадежными ребятами;
  • закрытый личный мир ребенка, нежелание пускать в него родителей.

Причины школьных прогулов

Человек будет выполнять что-то без энтузиазма (или сов- сем не будет выполнять), если знает, что он может сделать что-то другое с гораздо большим интересом. И этот факт не влияет на возраст. Да, кто-то заметит, что интересы взрослых и детей разные, но причин, по которым ребенок прогуливает школу, также много, как и у взрослых, которые отлынивают от исполнения своих непосредственных обязанностей.

Ребенок может не ходить в школу по разным причинам, понять и решить которые зачастую сложнее, чем, кажется. Можно выделить следующие основные причины прогулов .

  • Ребенку может быть неинтересно в школе либо потому, что там все «слишком заумно», либо потому, что он уже знает все, что ему пытаются объяснить.
  • Иногда бывает и так, что в абсолютно спокойной и дружелюбной атмосфере школы ребенок сталкивается с другой проблемой – несоответствием своего типа мышления методам преподавания. Также подобная проблема возникает у детей-индиго, которые видят мир немного иначе и никак не могут втиснуться в жесткие рамки школьного канона.
  • Ребенок может концентрировать свое внимание на других занятиях: компьютерные игры, кино, в более старшем возрасте – свидания. Это не означает, что у ребенка отсутствует мотивация к получению знаний. Он стремится их получать, но не в школе, с помощью других источников.
  • Ребенок, у которого имеются ярко выраженные способности в определенной сфере, обычно не очень любит предметы противоположной направленности. Если же родители отдают такого ученика в профильный класс, где большинство предметов – нелюбимые, то это может стать причиной страха ошибиться и стать худшим в классе, страха неудач. Как результат, это может стать причиной постоянных прогулов.
  • Корень зла также может быть связан с личным восприятием себя, неуверенностью, закомплексованностью, зажатостью. С этими чувствами сталкиваются большое количество детей, но те, кто не в силах справиться с ними, пытаются убежать от проблем, оградиться от них.
  • Проблемы с социализацией и коллективом – это серьезное препятствие, которое порождает страх перед людьми и нежелание находиться в обществе.
  • Причина прогулов может заключаться и в недружелюбном (или даже агрессивном) поведении одноклассников по отношению к ребенку.
  • Также ребенок может увидеть, что к «прогульщикам» в классе относятся по-особому. Их боятся, уважают, они являются авторитетами. Естественно, такая популярность может привлекать ребенка.
  • Ребенок может начать прогуливать школу из-за недостаточного внимания со стороны родных и близких, особенно в подростковом возрасте. «Зачем уделять внимание своему образованию, зачем стараться, если никто не интересуется мной, моей жизнью и моими проблемами?»
  • Прогулы могут быть причиной страха не оправдать ожидания родителей, которые зачастую могут быть необоснованно завышенными и практически нереальными.
  • Ребенок, растущий в семье с либеральным воспитанием, может воспользоваться лояльностью и вседозволенностью, которые ему предоставляются со стороны родителей, и без зазрения совести прогуливать уроки, зная, что даже если что-то и проясниться, то наказание будет не сильным.
  • Нежелание показаться неудачником, страх выглядеть глупо. К примеру, после какого-то проступка учитель требует не являться в школу без родителей, и ребенок не придумывает ничего лучше, чем совсем не появляться в школе.
  • Излишняя опека ребенка может стать причиной его капризов и корыстного отношения. Будьте внимательны: вы можете сами «прикрыть» ребенка, повестись на его ложное плохое самочувствие или иную отговорку.
  • Страх перед плохими оценками, контрольными или тестовыми заданиями может быть абсолютно непереносимым, что наведет ребенка на мысль о прогуле школы.
  • Несовпадение учебного темпа ребенка с темпом всего остального класса. Это касается медлительных детей, которые не успевают воспринять информацию, проанализировать и усвоить ее. В конце концов, такие дети теряют мотивацию к учебе.
  • Страх перед конкретным учителем, боязнь его методов преподавания, личный конфликт с ним могут послу- жить причиной сначала непосещения только одного предмета, а затем и всех остальных.

Конкретные шаги по решению проблемы прогулов будут в каждой семье индивидуальны. Главное – осуществлять их с позиции оказания помощи ребенку. В стремлении восстановить отношения и дела нельзя использовать метод наказания или скандала.

По какой бы причине ребенок не пропускал школу, родители должны выяснить все обстоятельства этого факта и постараться максимально открыто поговорить с прогульщиком. Никаких криков и угроз. Терпение, обдуманность решений, правильность реакции, действий и стремление к установлению доверия между вами и ребенком непременно помогут разрешить подобную проблему.

Любые усилия, которые могут оказывать родители своим детям, не окажутся лишними. Обязательно помогите ребенку справиться с первыми проблемами, не закрывайте на них глаза и не считайте пустяками. Доверяйте своим детям, но не забывайте уделять внимание их детским трудностям, не будьте равнодушны к их заботам. Чтобы не возникало серьезных конфликтов с семьей, окружающим миром и самим собой, помните: если пропустить «момент невозвращения», поменять что-то в психике и поведении ребенка будет очень и очень сложно.

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ, психолог

Но давайте представим, что предложение ребенка не ходить завтра в школу вы поддержали. И с удивлением заметили, что на следующий день небо не рухнуло на землю и ничего не изменилось. Кроме одного - ваши отношения с ребенком стали еще лучше. Совпадение?

Стоит ли чего-то бояться?

Многие педагоги не поддержали бы решение о самовольном выходном дне. И даже вооружились бы доказательствами, которые звучат очень убедительно. Ведь прогул школьных уроков с разрешения родителей - это прямая дорога к вседозволенности и самостоятельному пропуску занятий уже без родительского согласия. А если такая манера поведения войдет в привычку? И тут самые ужасные события, которые приведут к непоправимым последствиям, начинают приобретать по-настоящему пугающее развитие.

Но, с другой стороны, все это - сильное преувеличение. Вы ведь разрешили прогулять только один день. Вряд ли один день полностью изменит успеваемость вашего ребенка, внушит ему, что теперь можно прогуливать школу и успеет породить вредную привычку. Даже если на сегодняшнем уроке математики весь класс старательно вникал в новую тему, а ваш ребенок остался дома, катастрофы не произойдет.

Во-первых, есть учебники, в которых достаточно подробно описываются новые темы.

Во-вторых, нет никакой гарантии, что школьник, который не выспался и устал, лучше воспримет новую информацию в стенах школы.

В-третьих, тема объясняется для 25-30 учеников. За 45 минут урока невозможно к каждому найти подход и убедиться, что ребенок действительно понял материал. С этой позиции даже выгоднее посидеть над учебниками дома.

Иногда прогуливать можно (и даже нужно)

Если ребенок просит на один день остаться дома, значит, для этого возникли определенные причины. Конечно, можно ответить, что в школу надо ходить каждый день, а не тогда, когда есть желание и настроение, но лучше разобраться с корнем проблемы, а не с ее побочными эффектами.

Возможно, ребенка обижают в школе, или он не успевает разбираться в новых темах, или что-то вызывает у него страх, раздражение, злобу. Причин может быть масса. А родители - самые близкие люди для детей и только они способны разобраться в сложившейся ситуации.

Но если ребенок приходит из школы с хорошими оценками, прекрасно чувствует себя в коллективе и с легкостью усваивает материал с урока, а сегодня в школу идти все равно не хочет - это тоже повод остаться дома.

Здесь уже слово берут психологи, которые настоятельно советуют устраивать маленькие семейные забастовки системе серых будней. Так вы можете почувствовать себя с малышом одной командой, которая принимает и уважает чувства и желания друг друга. В этот же самый момент между вами еще прочнее укрепится связь, без которой выстраивать отношения с ребенком было бы очень сложно. Самое главное, благодаря такому подходу, дети научатся доверять своим родителям, а не видеть в их лице ежедневный контроль.

Кроме того, ребенок получит возможность выспаться и отдохнуть. Он приведет в порядок мысли, у него появится время на дела, которые он постоянно откладывал. Часто ли вы себя ловите на размышлениях во время спешки по неотложным делам, что хочется хотя бы на минутку остановиться и понаблюдать за красотой природы, за яркими красками заката, за забавными птицами на деревьях?

Дети достаточно рано попадают в эту гонку, где нужно постоянно что-то успевать и нельзя ничего пропускать. Они, как и многие взрослые, забывают смотреть по сторонам и видеть красоту. А замечать красоту в обыденных, казалось бы, мелочах - это такая же сложная тема, как изучение нового параграфа по истории. И почему бы не поставить на паузу ежедневные обязанности и вспомнить, что вокруг вас - жизнь. Она - интересная, уникальная, необычная, сложная.

Согласно исследованиям, которые были опубликованы в медицинском научном журнале Journal of Adolescent Health, прогулы школьных занятий влияют на распущенность старшеклассниц. Исследовав более 80 тысяч сделанных за 10 лет дневниковых записей 387 девушек, ученые сделали вывод, что в те дни, когда участницы исследования прогуливали уроки, они почти в три раза чаще (13,5% против 5,4% в обычные дни) вступали в интимные связи. При этом, отмечают исследователи, если старшеклассницы помимо прогулов получали и неудовлетворительные оценки, то у них повышался риск внеплановых беременностей, так как они не уделяли времени вопросам контрацепции. Однако у ученых пока нет четких выводов о реальных причинах этих статистических взаимосвязей.

В целом, итоги исследования американских ученых вряд ли значительно отличались бы от итогов подобного исследования в других странах мира. Например, в России школьник, прогуливающий занятия уже находится в группе риска. Такой ученик чаще всего попадает под влияние «сложных подростков» и его система ценностей и моральных принципов обычно сильно меняется не в лучшую сторону.

Интересно, что в СССР вообще исключилась проблематика прогулов из списка тем, заслуживающих специального рассмотрения. Тогда прогулы школьников ставились в один ряд с прогулами производственными, и, соответственно, бороться с ними надо было исключительно репрессивными (то есть основанными на административном воздействии, прямо или косвенно основанном на законе) мерами.

В постсоветское время в целом отношение к данной проблематике не изменилось. Правовое пространство в России пополнилась рядом законов и разработанных на их основе подзаконных норм, которые позволяют рассматривать детей, прогуливающих школы, как правонарушителей и, последовательно применяя к ним и их родителям меры административного воздействия, в конечном счете исключать таких детей из школы.

В случае исключения ученика школа, как коллектив педагогов, косвенно подтверждает свою неспособность осуществлять воспитательный процесс. Отчисление ученика из школы за прогулы возможно, если согласно Уставу школы прогулы являются грубыми нарушением устава. В уставах школ прогулы (а также систематическое опоздание на уроки) ставятся в один ряд с такими грубыми нарушениями, как «драки, угрозы, запугивание, вымогательство, нанесение травм, хамство, грубость (словесная и физическая), воровство, порча имущества школы, учеников, работников и посетителей, курение, употребление спиртных напитков, наркотиков…».

Вместе с тем современная педагогика подчеркивает, что упор на административные методы борьбы с детьми-прогульщиками является, со своей стороны элементом «психологического насилия над ребенком в образовательной среде», современные ученые-педагоги рассматривают эту проблему, прежде всего, как общий сбой процесса психологической адаптаций в школьной образовательной среде.

Но нужно признать, что ни один ребенок не рождается на свет ленивым, и причины прогулов зачастую лежат на родителях или школьном коллективе.

Между тем, административная борьба с прогульщиками ведется во всем мире. В США есть телефон горячей линии.

Там родителей прогульщиков могут привлечь к ответственности в виде штрафа и даже короткого заключения под стражу. В борьбе с прогулами участвует также и полиция. Полицейские часто проверяют детей и подростков, находящихся на улицах в учебное время.

В некоторых странах эта проблема считается очень значимой и к борьбе с ней прикладываются большие усилия. Так, например, в Малайзии создано специальное подразделение для борьбы с прогулами. А в Ирландии с этой проблемой борются с применением СМС оповещения родителей.

В России же борьба с прогулами ведется более жесткими методами. Выше мы уже упоминали, что школьников ждет отчисление. Но кроме этого за прогулы ребенок может быть поставлен на учет в детскую комнату полиции. Такие методы воздействия часто практикуют «элитные» школы, администрация которых таким образом воздействует на родителей подростка, чтобы они самостоятельно забрали ребенка из школы. Мотивы подобных репрессий вполне просты - реноме школы может пострадать от ученика, который либо ввяжется в уголовную кампанию, либо из-за своих прогулов просто не сможет усвоить учебную программу, что скажется на статистике самого образовательного учреждения.

Так что прогуливать школу в России редколлегия «сайт» никому не рекомендует.

Прогулы детьми школы – частое явление. Единичные несистемные пропуски не носят массового характера. Они бывают у каждого школьника и не вызывают опасений. Их последствия не сказываются на успеваемости, отношении педагогов и детского коллектива. Иногда прогулы дают ребенку положительный опыт.

Постоянные прогулы имеют негативный характер. Согласно статье № 43 Закона «Об образовании», прогулы считаются грубым нарушением устава образовательного учреждения, за что учащийся может быть отчислен из школы.

Родители несут административную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Хотя школы редко практикуют отчисление, как меру дисциплинарного взыскания, прогулы – повод к активным действиям со стороны взрослых. Надо начинать с выяснения причин.

Причины прогулов

Причины прогулов вызваны субъективными и объективными обстоятельствами.

Субъективные

Они связаны с личностью ребенка и его индивидуальными особенностями. К ним относятся:

  1. Низкий уровень мотивации к обучению . Ребенок не понимает для чего ему учиться и зачем нужны знания школьных предметов.
  2. Неумение сочетать учебу с увлечениями – компьютер, спорт, кружки. В старшем возрасте – юношеская любовь.
  3. Пробелы в уровне подготовке , порождающие страх ошибиться, выглядеть нелепо, быть хуже всех в классе, создающие дискомфорт.
  4. Проблемы взаимоотношений с одноклассниками и учителями из-за особенностей характер: неуверенность, зажатость, закомплексованность.

Объективные

Они вызваны проблемами, исходящими от образовательной среды.

  1. Неправильная организация образовательного процесса , не учитывающая индивидуальные потребности и способности ученика. Проявления различны: от отсутствия интереса, потому что все известно, до непонимания знаний из-за высокого темпа преподавания. Культивирование страха плохой оценки, вызов родителей в школу и неуспех на контрольных работах.
  2. Несформированность классного коллектива , ведущая к конфликтам с одноклассниками. В таком классе ученики не умеют бесконфликтно решать разногласия. Столкновения происходят между учениками или в классе в целом.
  3. Необъективность учительской оценки знаний , конфликты с педагогами, боязнь методов преподавания отдельных учителей.

Отношения в семье

Ведут к систематическим прогулам. Педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Елена Гончарова считает, что проблемы идут от семьи. Семейные отношения становятся основной причиной школьных прогулов. Она выделяет 4 типичные семейные проблемы, порождающие прогулы детей.

Почему прогулы вредят

Во время, отведенное на учебные занятия, ребенка нет в школе. Где, с кем и как он проводит время – в лучшем случае, дома, один и бесцельно. В худшем – в подворотне, плохой компании и с вредными последствиями.

Систематические прогулы школы порождают:

  • отставание в освоении школьной программы;
  • негативную репутацию ученика перед администрацией школы, учителями, одноклассниками;
  • вредные привычки – курение, алкоголизм, токсикоманию, игроманию, наркоманию;
  • отрицательные черты личности – хитрость, ложь;
  • несчастные случаи, жертвами которых становятся прогульщики;
  • ранние беспорядочные половые отношения;
  • совершение правонарушений.

Если ребенок обманывает

Если в семье между взрослыми и детьми нет доверия, то ребенок скрывает факты прогулов и обманывает. Чем позже родители узнают о пропусках, тем сложнее разрешить ситуацию. Есть признаки в поведении, которые должны насторожить родителей:

  • частые отрицательные высказывания об учителях и одноклассниках;
  • нежелание выполнять уроки, откладывание заданий до вечера;
  • постоянные жалобы на недосыпание, головные боли, просьбы остаться дома;
  • вредные привычки, новые неблагонадежные друзья;
  • негативная реакция на вопросы об успеваемости и школьной жизни;
  • безразличие к внешнему виду перед школой, плохое настроение;
  • замкнутость, нежелание обсуждать с родителями свои проблемы.

Да, я действительно не против прогулов. Но прежде чем осуждать меня, послушайте, что я скажу. В этом году мои дети перешли в среднюю школу. И перед началом учебного года нам устроили общее родительское собрание. Директор взял слово и открыл презентацию в Power Point. На белом листе были жирным выделены три самые важные вещи, на которые родители должны обратить повышенное внимание. Безопасность, коммуникация с учителями и … посещаемость.

Когда эта презентация появилась на экране, я заметила, как все мои знакомые родители, сидевшие в аудитории, повернулись и посмотрели на меня. Я же сделала poker face.

Конечно, я понимаю, закон есть закон, и дети должны ходить в школу определенное количество дней в году. И я не собираюсь разрешать детям пропускать школу, чтобы полежать на диване перед телеком в тот день, когда у них важная контрольная. Но, черт возьми. Я родила этих детей. Я вынашивала их 9 месяцев, учила их ходить, говорить, какать в горшок и есть вилкой. Я ежедневно их кормлю (иногда даже здоровой едой), покупаю им одежду, записываю на хорошие кружки и каждую неделю трачу несколько часов на то, чтобы довезти их до этих кружков и забрать оттуда.

Я вытираю их рвоту, терплю их истерики, заставляю есть овощи и даже иногда помогаю с математикой. И догадайтесь, что еще я делаю? Забираю их на несколько дней из школы, когда мне вздумается! Потому что это мое право!

Я знаю, что некоторые родители меня не одобряют, а учителя шушукаются за моей спиной, но мне не важно их мнение – мне важны мои дети. И, кстати, я никогда не разрешу детям прогуливать, если не буду уверена, что это стоит того.

Год за годом я хожу на личные встречи с учителями и объясняю, что образование не кажется мне самой приоритетной вещью на свете. Да, мои дети стараются, да, они вежливы и воспитаны, и они всегда делают свои домашние задания. Школа – это важно, факт. Но в нашей семье на первом месте стоят отношения. И точка.

Это значит, что если мы решили отправиться в поездку, которая подарит нам прекрасные воспоминания, то мы абсолютно точно выберем ее, а не уроки математики. Или если у кого-то из наших родственников случилось что-то важное – пусть даже он живет за 1000 километров от нас, мы поедем туда. И пусть даты этой поездки не совпадают с майскими праздниками или Днем независимости.

Не поймите меня неправильно. Я очень стараюсь быть вежливой и не ожидаю, что учителя спокойно воспримут отсутствие моих детей на уроках. Я всегда стараюсь подстраховаться и слежу, чтобы они делали домашнее задание даже во время поездок. И я всегда обещаю учителям, что мы нагоним весь пройденный материал. Да, я понимаю, что чем старше мои дети, тем сложнее школьная программа, и тем труднее им будет. Но я также знаю, что важно для моей семьи – и это определенно не школьное расписание.

Есть и еще одна причина. В наших поездках дети не только общаются с семьей, становясь ближе друг к другу и к нам, они также приобретают новый опыт. А личный опыт, считаю я, всегда учит лучше, чем любые школьные занятия. Что лучше – читать о древнем Риме в учебнике или прогуляться по Колизею? Заполнять математический тест или научиться конвертировать доллары в евро? Путешествия не только позволяют получить множество новой информации, но и знакомят тебя с новыми странами и культурами. Так ты становишься более эмпатичным, учишься принимать другие обычаи и точки зрения. Подобный опыт учит тебя приспосабливаться к новым обстоятельствам – а это очень нужно во взрослой жизни.

К тому же новые знания мы получаем не только во время путешествий. Перед поездкой мы много читаем о том месте, куда собираемся, планируем экскурсии и прогулки – дети могут узнать много нового тысячей разных способов. Иногда я даже прошу детей сделать презентацию в Power Point после поездки, чтобы они могли рассказать классу о том, что видели и где были (да, я знаю, это жестоко).

Моя работа как матери заключается в следующем: я должна следить за безопасностью своих детей, давать им стойкое чувство, что они любимы, и учить их. Если из 160 учебных дней они пропустят 20, но зато проведут время со своей 97-летней прабабушкой, пообщаются с кузенами, которых редко видят, или съедят вкусное мороженое в итальянском городке, то я буду считать себя по-настоящему хорошей матерью. Поэтому я вовсе не чувствую себя виноватой за то, что мои дети иногда пропускают школу. Это для их же блага.