» » Кто лучшие учителя мужчины или женщины эссе. Как завоевать сердце педагога

Кто лучшие учителя мужчины или женщины эссе. Как завоевать сердце педагога

Учитель – одна из главенствующих профессий в жизни общества, которая возникла как желательность обучения и воспитания последующих поколений, для того чтобы они быстрее и успешнее вошли в жизнь общества. Учителя и учительство общеизвестны с древних времен, но самой популярной профессией стали не так давно. Один век назад большая часть населения развитых стран была вынуждена решать проблемы обучения и воспитания при помощи, так сказать, семейной педагогики, которая несла в себе и положительные и отрицательные моменты.

Некоторые представители данной профессии нанимались на работу, осуществляли присмотр, обучение, воспитание, только обеспеченными людьми. Такая работа осуществлялась или по мере необходимости или в определенных целях. Раньше, в те времена и во многих странах, то, что касалось воспитания, и обучения детей возлагалось на разных людей.

Учитель женщина

Привычная картина, знакомая с раннего возраста: первое сентября, первоклассницы и первоклассники идут в школу, бантики, первый школьный звонок и первая учительница. У каждого в детстве была первая учительница, с которой прошли рядышком школьные годы. А вот интересно, как бы изменилась школьная линейка и школьная жизнь, если бы первым учителем был мужчина. Сегодня в странах постсоветского пространства о том, что учительница и воспитатель дошкольного учреждения – это женская профессия, рассказывать никому не нужно. Можно было бы подумать, что так будет всегда.

Возьмем, к примеру, данные по России за 2008 год. Учителя женщины почти восемьдесят пять процентов от всего педагогического состава, это только по средним классам, а в городских школах процент еще больше. Если говорить про учителей младших классов, то там количество женщин вообще зашкаливает. Существует самая интересная и популярная гипотеза о том, почему так случилось, что женщин в профессии больше, истина скрыта в разделении обязанностей. Все связано: и воспитание и образование и работа по дому – с матерью, с женщиной.

Если в те времена еще можно было увидеть мужчину учителя или физиком, или трудовиком, или физруком, то сейчас это практически невозможно. Тому существует пара причин: очень маленький уровень заработной платы, и такой же уровень признания профессии в обществе. На сегодня только в некоторых учебных заведениях можно встретить мужчин в качестве преподавателей, это ВУЗы, где ими выполняется преподавательская и научно-исследовательская функции.

Учителя в других странах

Направленность «учитель-женщина» знакома не только жителям России, но и большому количеству людей в других странах. Например, за последние пятьдесят лет в Северной Америке и Европе неудержимо растёт численность женщин, принимающих участие как в системе дошкольного, так и среднего образования. В школах Америки от 65% и примерно до 85% преподавательского состава составляют представительницы слабого пола. Что касается Германии, то там из десяти учителей начального образования только один учитель мужского пола, среднего – каждый четвертый. И в высших учебных заведениях наблюдается примерно такая же ситуация, за двадцать лет количество мужчин на таких специальностях уменьшилось в два раза.

А как же мужчины учителя?

В определенный момент жизни мы все сталкиваемся с такой наукой, как педагогика, и если это так, то тогда этот вопрос касается всех. Представим себе простую ситуацию, где молодой человек, закончив ВУЗ, получив образование, идет работать в школу. А там он сталкивается с тем, что его не принимают как учителя , при этом мотивация – это женская профессия. Но те, кто посещал занятия в университете и прослушал курс по истории образования, понимает, что профессия с давних времен, начиная с Греции и заканчивая Россией в годы революции, истинно мужская.

Если проанализировать историю педагогики именно с практической точки зрения, станет понятно, что именно в СССР педагогика стала женской. Тогда и лозунги у большевиков звучали призывом о всеобщей грамотности, а как они пришли к власти: переворот, гражданская война, унесшая миллионы жизней, жизней мужчин. Именно тогда страна ощутила нехватку мужчин, а ведь армии тоже требовались мужчины. Вот тогда и были сформированы педагогические курсы для девушек. С тех пор мужчины в образовании редкость и понятие это стало очень быстро пропадать.

Учителя и воспитание

Коснемся раннего периода воспитания. Что есть семья, супруги, мама, папа, дети. Появившись на свет, ребенок видит и маму и папу. Когда родители еще сами были детьми и их чувство только зарождалось, они тогда уже знали, как отличаются друг от друга. Многими чертами и качествами отличаются они, в этом и заключается их стремление построить семью, где они и будут дополнять друг друга, образуя гармонию. И уже их ребенок начинает варьировать между папой и мамой их характерами, так ему и прививаются человеческие качества и понятия.

Папа – глава семьи он строгий, а мама – добрая и нежная. Это было идеально. А теперь представим, что ребенок попадает в школу с женским коллективом, он полностью попадает под женское влияние и получает все, исходя только из женского поведения. А ему на данном этапе развития просто необходимо общение и с мужчиной, и с женщиной. Вот так в обществе и появились слабые мужчины, и никакая армия этого не исправит. Само государство вырастило для себя не сильных полноценных юношей и девушек, а сильных женщин и слабых мужчин.

Ведь как было раньше, в девятнадцатом веке, в гимназии или школе именно учителя мужчины встречали ребенка, а женское воспитание было дома. Мальчиков зачастую воспитывал старик, далее они переходили в старший дом, где из них воспитывали настоящих мужчин, а девочек воспитывали женщины, помогая им стать полноценными женами, хозяйками, обучая не только стряпать и шить, но и общаться, и понимать мужчин. Вот тогда, в те времена, с тем воспитанием, в жизни и семье была гармония. Позже это все разрушилось и в образовании в том числе.

Учитель, какого рода профессия?

Учителя присутствовали во все времена, преподавали истину молодым. Учитель всегда был, самое главное, воспитателем, проводил в действительность, развивал личность, готовил к жизни. Ведь не зря рассуждают, что самым важным в школе, одним из интереснейших предметов и живым примером есть сам учитель. Из истории следует, что самыми лучшими, успешными учителями были мужчины. Ведь он везде лучший: повар, музыкант, художник, это невозможно отрицать.

Например, в послевоенные годы учителями работали только мужчины, это было потому, что многие, участвуя в войне, получили увечья, ранения и не могли полностью физически работать, и хотя знаний педагогических не было, они все равно многому могли научить и учили. В те годы быть учителем было уважительно, отучись четыре года и на работу, где тебя любят и ценят. У тебя значимая профессия – проводник, о чем ты им расскажешь, дашь, сыграет немаловажную роль для них, в судьбе, поможет определить профессию. Такое положение не могло не радовать, преподаватели хорошо зарабатывали, им давали жилье, не сразу, но давали. Ты был значим для общества. А сегодня ситуация кардинально изменилась, мужчин в школах нет.

Сегодня мужчине, главе семейства, очень не просто на мизерную зарплату прокормить семью. Сейчас очень много других профессий, кто пойдет работать учителем, если можно заниматься бизнесом? От очень многих сегодня можно услышать много похвалы в адрес мужчин учителей тех времен, которые научили, сумели наставить, дать почву, определиться в жизни. Многих уже нет в живых, а о них до сих пор помнят и любят.

Любая работа, связанная с людьми считается тяжелой, а работа с детьми и подавно. Но быть учителем это призвание, призвание от Бога, именно он формирует стержень поколений. Точно нельзя определить, кто на нас оказал большее влияние родители, учителя , сверстники – мы сами для себя учителя. Одна из приоритетных задач учителя – завлечь своим предметом, касаемо этого говорят, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить.

Современная школа

Так складывается, что в современной школе преобладает и женский персонал и женское воспитание, и взгляды, для самовыражения мальчиков ничего не остается, а ведь они не такие как девочки, не идут на разговоры с учителем, им бы проверить собственные силы – побороться с другими ребятами, выстоять в противостоянии как это требуется. Полное отсутствие авторитета является следствием отсутствия учителей мужчин, теряется мужская роль в жизни. Да и ежегодные изменения в школьных программах приводят к уменьшению часов по дисциплинам, которые действительно были бы интересны мальчикам. Сейчас наступил момент, когда некоторым людям стоит задуматься о школьных программах и о том, как они могут изменить чью-то маленькую жизнь.

Из всего мною написанного можно сказать только одно: я уверяю мужчина учитель – это не только нормально, но это просто необходимо, это жизненно важная составляющая современного образовательного процесса. Потому как только мужчина может объяснить многое, то, что не расскажет женщина, многие составляющие жизни, только мужчина сможет привить определенные качества, это относится как к мальчикам, так и девочкам.

Вывод один: и мужчины и учителя мужчины очень нужны образованию, но в той ситуации, которая сложилась, уже мало что можно исправить, да никто и не пытается, ведь в нашем государстве права у всех одинаковы и у мужчин, и у женщин, если будешь поддерживать одного, соответственно ущемишь права другого. Такова жизнь.

No related posts.

Светлана РОЖКОВА,
кандидат педагогических наук
Ростов-на-Дону

Особенности педагогической культуры
учителей-мужчин и учителей-женщин

Результаты исследований свидетельствуют:
гендерные особенности педагога влияют на способы
и результаты обучения

На школьных февральско-мартовских праздниках вновь звучат поздравления в адрес дорогих учителей-мужчин и любимых учительниц; проходят капустники в честь «наших мальчишек» и «самых лучших девчонок». Что придумали девочки? Чем удивят нас мальчики? Как лучше поздравить директора, что написать обэжэшнику и какой сюрприз организовать для классной? И – «не смотрите, сюда нельзя, не подслушивайте, пожалуйста» – конспирация, волнующая тайна, строгая секретность.
Казалось бы, просто традиция такая сложилась. Но почему? Зачем-то это нужно детям: объединиться всем девочкам, чтобы удивить и обрадовать мальчиков; мальчикам – чтобы с лучшей стороны проявить себя перед девочками; всем вместе – для громового-хорового праздничного приветствия учителя в день 23 февраля или 8 Марта?
Или это архаическая память срабатывает: мужская пляска, женская половина дома, разделение труда, социальные роли. Мы разные, и мы друг для друга. И у нас есть потребность это проманифестировать. Потому-то так шумно проходят в школе эти предвесенние праздники.
Есть повод задуматься: ведь стиль преподавания тоже в значительной мере определяется социально обусловленными различиями между мужчинами и женщинами. До последнего времени влияние этих различий не учитывалось педагогической практикой.

Какими мы представляем себя

Учителя-мужчины говорят о себе как о понимающих, независимых, спокойных, прямолинейных, заботливых и сильных. Они обнаруживают у себя склонность быстро принимать решения, защищать свои взгляды и помогать другим.

Учителя-женщины описывают себя как способных сочувствовать, правдивых и прямолинейных, жизнерадостных, совестливых и надежных, искренних и тактичных. Они считают, что способны анализировать ситуацию, имеют четкую собственную позицию, могут защищать свои интересы.

Но ответы на вопросы – это одно, а реальная жизнь – совсем другое. Результаты многих исследований говорят о существовании заметной диспропорции между тем, как учителя позиционируют себя, и тем, как они действуют в реальной педагогической ситуации.

Мы же через призму исследований

Многих учителей-женщин отличает завышенная требовательность к учащимся, пристрастие к контролю. В них нет готовности к изменениям. Они часто винят других, например учеников, в своих неудачах. Типичным объяснением снижения успеваемости является довод о том, что ученики стали хуже.

Определяя особенности педагогической культуры учителя-женщины и учителя-мужчины, исследователи не только анкетировали, но и наблюдали, изучали, как сам учитель анализирует стиль своей педагогической деятельности. Эта диагностическая технология позволила определить скрытые проблемные точки в профессиональной деятельности учителей разного пола.

Проблемные точки женской педагогики

Личностно-смысловые: противоречие между потребностью в профессиональном росте и необходимостью выполнения своей гендерной роли приводит к внутренним конфликтам, появлению чувства вины по отношению к семье; большая внушаемость, чувствительность к социальному давлению; ориентация на внешнюю оценку и поддержку. Не всегда получая поддержку, учителя-женщины часто берут на себя чужие обязанности, что создает дополнительное напряжение, истощает эмоциональные и физические ресурсы, вызывает обиду на окружающих. Они очень нуждаются в позитивной оценке своего труда, ее отсутствие приводит к появлению ощущений ненужности, нереализованности, бесполезности. Часто испытывают разочарование в работе, профессиональное неудовлетворение, вызванное личными взаимоотношениями, невысокой оплатой труда, низким статусом профессии, большим объемом выполняемой работы. Характерны тревожность, неуверенность в себе, боязнь успеха, зависть.

Социально-культурные особенности: широкий круг социально-культурных интересов, однако знания часто носят бессистемный, поверхностный характер. Обнаружена склонность скрывать интерес к типично мужским областям знаний или деятельности, например, к политике, компьютерным технологиям, технике. Это происходит из боязни показаться неженственными.

В профессионально-исследовательской деятельности для учителей-женщин более важны взаимоотношения в коллективе, условия труда, личностные отношения на работе и в меньшей степени – содержание деятельности. Они предпочитают хорошо известную, привычную деятельность, и даже их исследования носят в основном репродуктивный характер. Предпочитают практическую деятельность теоретической.

В коммуникативной сфере учителям-женщинам присущ межличностный способ самоактуализации, другие формы реализации своего потенциала они не используют, и это снижает их профессиональную продуктивность. Они более склонны к вербальной деятельности и хуже, чем учителя-мужчины, регулируют свое эмоциональное состояние.

Информационные трудности связаны с преобладанием вербального интеллекта над зрительно-пространственным, и это осложняет овладение современными поисковыми технологиями. При обработке информации они количество предпочитают качеству.

Проблемные точки мужской педагогической культуры

Личностно-смысловые: деятельность учителей-мужчин менее эффективна в силу того, что они часто не связывают свои долгосрочные жизненные планы со школой и чаще, чем учителя-женщины, работают по совместительству. Они не склонны рассматривать успех учеников как свой личный успех, поэтому менее заинтересованы в нем. Неудачи учеников они объясняют их ленью, глупостью, но не промахами в своей деятельности. Неудовлетворенность педагогической работой обусловлена в основном материальными условиями. У них слабо развита потребность повышать свой общекультурный уровень и расширять свои знания.

Социально-культурные проблемы учителей-мужчин в том, что они менее толерантны в социальном, личностном и межкультурном отношении, более консервативны в гендерных и национальных вопросах.

В профессионально-исследовательской деятельности они стремятся к управлению учениками, а не к сотрудничеству с ними. В своей работе больше ориентируются на глобальные цели и не всегда могут правильно сформулировать промежуточные цели и задачи своей деятельности. Им сложнее налаживать совместную работу в педагогическом коллективе, труднее строить отношения с администрацией учебных заведений, которая состоит преимущественно из женщин, а их психологические особенности мужчины знать не хотят.

В коммуникативной сфере у мужчин преобладает зрительно-пространственный интеллект, а вот вербальный развит меньше, что препятствует свободе коммуникации. Предпочитают профессиональное общение межличностному, поэтому не очень стремятся наладить тесный контакт с учащимися во внеучебное время.

В информационной сфере деятельности качество материала предпочитают объему, склонны к исследовательской работе и решению проблем, а не к поиску готового шаблона или алгоритма решения.

…Надеемся, знание этих особенностей поможет учителю в совершенствовании собственной педагогической культуры и даст ключ к пониманию педагогической культуры коллег.

Во второй половине ХХ-го века произошла метаморфоза. Профессия учителя в России из исторически мужской стала не почти женской, а просто женской, потому что количество учителей мужчин неуклонно стремится к нулю.

Причин к этому огромное количество. Несомненно, в первую очередь это финансовое положение российского учителя.

Проблема современной совершенно недостойной оплаты труда учителя и отношение к этому вопросу власть имущих появилась не сегодня. Еще в 1927 году крупный отечественный психолог, педагог, философ Моисей Матвеевич Рубинштейн в книге «Проблема учителя» с сожалением констатирует: «… в ряде производств, выражаясь современным термином, производство живой силы поставлено позади всех других профессий в современном обществе как в отборе живой силы, так и в подготовке её и в её оплате и положении. Нет сомнения, что из интеллигентских профессий учительская стоит, безусловно, на последнем месте, хотя всякому должно быть понятно, что должно из этого получиться в реальной жизненной обстановке. Мы можем всё еще до сих пор повторить старую мысль Платона и Гегеля, что платье своё изготовить мы поручаем лучшим мастерам, а о выборе мастеров, которые должны взрастить наших детей, мы меньше беспокоимся.

Что это остается в силе еще до сих пор, это лучше всего видно из того, что в большинстве своем в ряды педагогов становятся остатки от других профессий, в большинстве случаев только те, кто не нашел себе места на других путях. Группа тех, кто пошел туда по призванию, отказавшись от других возможностей, необычайно мала, потому что это идейные подвижники. Чтобы понять и объяснить это явление, необходимо вспомнить, что положение прислуги, живущей на всем готовом при 10–15 рублях жалованья, лучше положения учителя» .

Такая ситуация была восемьдесят лет назад. Очень похожая ситуация и в современном Российском обществе. Тем, кто существует вне системы образования или существует в ней вне непосредственной работы с детьми (чиновники управлений образования различного уровня) не стоит обольщаться периодическими официальными победными сообщениями о том, что доходы учителей непрерывно возрастают. Это неправда. Эти сообщения не затрагивают реальной стоимости этих самых доходов. Как жили плохо, так плохо и живем. Как были людьми второго сорта по возможностям существования в этом мире, такими и остаемся.

При этом школа, как ни парадоксально, работает и как-то существует. И учит детей. Хотя с каждым годом это делать становится все сложнее и сложнее. Современный учитель оказался в ситуации, когда с одной стороны в обществе потеряна ценность образования как результата деятельности, но обязательно наличие документа об образовании при достижении определенного возраста; когда налицо явное нравственное и культурное разложение общества; когда покупка документа об образовании – это реально существующая практика; когда оскорбление учителей учениками и их родителями и полная при этом безнаказанность последних, это реалии времени. С другой стороны Единый государственный экзамен, аттестация учителей в которой один из основных критериев – результаты учеников на этом самом экзамене и уже озвученное право родителей ребенка, получившего на ЕГЭ неудовлетворительную отметку подавать судебный иск на учителя, обучавшего его ребенка по данному предмету. И едва ли кто в том судебном разбирательстве задастся вопросом о том, что возможно ли обучить ученика, если у него полностью потеряна мотивация к обучению, что отсутствие этой самой мотивации – это продукт всех тех процессов, которые происходят в обществе?

Уважаемый Моисей Матвеевич! Если бы сейчас Вы посмотрели на проблему учителя , о которой писали в двадцатые годы двадцатого века, Вы бы ужаснулись! На сегодняшний день можно смело констатировать, что по совокупности всего происходящего, положение современного учителя в обществе, значительно хуже, чем восемьдесят лет назад.

Почему же школа существует сегодня? Потому что в ней есть женщины, на которых держится все: и содержание школы как учреждения, и организация учебной и внеучебной работы, и непосредственно самое главное – учебная школьная работа. Почему мужчины ушли из школы, а женщины остались?

Пока оставим самую главную причину – материальное положение учителя, посмотрим на другие причины и попытаемся ответить на вопрос: почему женщины вообще здесь работают.

Зададим себе школьный вопрос из предмета «Обществознание»: что происходит, если низы уже не могут жить по старому, а верхи не могут управлять по старому? Бунт? Революция? А много ли Вы помните из истории человечества женщин инициаторов бунтов и революций? Вот в этом то и скрыта главная причина, почему женщины работают в школе до сих пор, будут работать и дальше, а мужчины ушли, и с нынешней ситуацией в образовании и обществе вернуться едва ли.

В период действия ЕТС (единой системы оплаты труда) в основе заработной платы учителя лежало количество уроков, которые он проводит в течение недели, стоимость которых определялась в соответствии с присвоенной учителю категорией. С введением НСОТ (новой системы оплаты труда) фактически заработная плата учителя стала зависеть от его отношений с администрацией и в частности с директором.

Как правило, учителя это люди совестливые и послушные. И вот здесь начинается игра именно на этих двух его качествах. На учителя наваливают различные обязанности, выполнение которых требует времени, а вот материальная компенсация затраченных усилий либо совершенно ничтожная, либо она вообще отсутствует. При этом создается ситуация, что учитель вынужден выполнять эти обязанности, иначе ему создадут условия, что он будет вынужден уйти из школы. Как это делается, любой работающий в школе человек знает. Самое банальное – на этот учебный предмет возьмут еще одного учителя, а старого оставят без нагрузки, т.е. без зарплаты. И такая практика существует в наших школах давным-давно. Реакция большинства мужчин на подобную ситуацию с внеурочными обязанностями совершенно адекватная: бесплатно работать нельзя, если я получаю заработную плату за проведенные мной уроки, то все остальное я буду делать только если захочу этого сам, если я вас не устраиваю, то собираюсь и ухожу. Реакция большинства женщин несколько иная: в учительской пошумим, обидами своими поделимся друг с другом, а потом чуть ниже согнемся и потащим весь этот воз школьной неоплачиваемой работы дальше. Мужчина менее подвержен страху потери работы – найдет другую, он более мобилен. А вот страх женщин к изменениям эксплуатируется управленцами образования. Что бы «сверху» не спускалось, женщина выполнит все и это даже не обсуждается.

Что же держит женщину в школе? По прошествии первых нескольких лет работы в школе, когда она уже научилась работать, вдруг выясняется, что и время то для домашнего хозяйства у учителя-женщины больше, как правило, чем у большинства нешкольных женщин. И двухмесячный отпуск летом, ну ничего, что администрация школы иногда разрывает его на две части, это все равно не мало. И кое-какая социальная защита тоже вроде бы есть. И дети свои рядом, учатся в той же школе. Ну почему бы при всем при этом не мириться с невысокой зарплатой и некоторыми школьными проблемами? Для женщины главным является дом и все что с ним связано, а ради этого она готова многое стерпеть, и на многое закрыть глаза. И еще что немаловажно, бывшие женщины-учителя потенциальными работодателями в нешкольных сферах не приветствуются. Так куда же ей уйти из школы?

Для мужчины основным является его профессиональная деятельность. И если в этой деятельности он чувствует себя дискомфортно, видит, что его эксплуатируют или пытаются это делать, он уходит туда, где будет получать большее удовлетворение в оплате, в отношениях с коллегами, в возможности самореализации. И, поскольку, мужчинам присущ дух бунтарства, так кем же проще управлять? Ответ очевиден – женщинами.

А когда стоит вопрос относительного того, кем управлять проще, то ценность тех, кем управлять сложнее, как правило, не учитывается.

Итак, в настоящее время сделано все возможное, чтобы убрать мужчину из школы. В чем трагизм этой ситуации?

Прописная истина: мир поделен на две части – мужскую и женскую. А взрослые мужчины и женщины вырастают из мальчиков и девочек дошкольного и школьного возраста. Кто же выигрывает в том, что в детском саду рядом с детьми – женщины, в школах – женщины, в огромном количестве неполных семей рядом с детьми только женщины, в системе дополнительного внешкольного образования тоже женщины? Едва ли выигрывают сами женщины. Тем более в проигрыше дети.

Любая женщина хочет, чтобы рядом с ней находился человек, который обозначен как мужчина не только в паспорте и по первичным половым признакам, но, главное, чтобы у него присутствовало мужское самосознание, чтобы он был именно мужчиной, а не инфантильным полуалкоголиком. А вот желание иметь такого человека рядом для многих так и остается несбыточной мечтой.

Так где же взять нормальных мужчин? Не имея перед глазами модели поведения такого нормального мужчины, мальчику-подростку просто невозможно перенимать опыт, не с кого этот опыт срисовывать. Да плюс к тому же вокруг очень агрессивная медийная культура, в которой можно выделить две наиболее бьющие в глаза грани, работающие на «воспитание» мальчиков: с одной стороны она поднимает культ самца, а с другой стороны имеет очень ярко выраженный налет голубого цвета.

Вот и получаются у нас из мальчиков (как из материала, из которого можно делать мужчин) какие-то непонятные создания, едва ли относящиеся к тому, что в веками складывавшейся русской культуре понимается под словами МУЖЧИНА.

Теперь давайте посмотрим, в чем трагизм отсутствия учителей мужчин в школе в отношении воспитания девочек.

Вспомним прописную истину: один из факторов гармоничного взросления девочки‑подростка – возможность общения с взрослыми представителями противоположного пола. Она должна видеть дома папу, чувствовать его тепло и заботу, перед её глазами должна быть культура отношений между мамой и папой (мужем и женой), потому что ей в последствии создавать семью, впрочем, как и мальчику. Перед её глазами должны быть учителя мужчины, потому что их мир общения с детьми отличен от женского (и для девочек это очень важно), потому что их присутствие непроизвольно приводит девочку к тому, чтобы со вкусом одеваться, аккуратно накладывать макияж, грамотно выражать свои мысли. Перед её глазами должны быть взрослые и мужчины и женщины и их публичные отношения друг с другом. И, что немаловажно, наличие мужчин в школе – это очень сильный сдерживающий фактор феминизированного женского поведения как девочек-школьниц, так и для женщин-учителей. Насколько это «должно быть» реализуемо в современном обществе?

Мир построен по принципу «пятьдесят на пятьдесят». Почему же тогда в школе, которая ответственна за то, какими вырастут граждане своей страны, какими станут мужчины и женщины, присутствует только однополое женское воспитание как мальчиков так и девочек?

Еще один вопрос, ответ на который не следует забывать. На что делают при обучении школьников больше акценты учителя-женщины и учителя-мужчины?

Женщина более вынослива по своей природе, и она легче адаптируется к работе, где надо выполнять однотипные операции. Ведь не секрет, чтобы работать в школе, этой способностью надо обладать. Потому что и большое количество одинаковых уроков приходиться проводить, и толстые пачки тетрадей учеников проверять, да много ещё, без чего не обходится повседневная школьная работа, которая скрыта от посторонних глаз нешкольных людей. Еще женщине обязательно нужна стабильность, о которой уже упоминалось выше. Стабильность не только в смысле получения стабильной (невысокой, но стабильной) зарплаты, но стабильность в смысле неизменности положения вещей внутри организации, где она работает.

Мужчина же по природе своей более ленив к выполнению однотипных операций, но он более приспособлен к изменениям, ему нужна динамика, иначе становится скучно. Либо он начинает реализовать себя во внеурочной деятельности с детьми (как внутри школы, так и вне её), либо со временем начинает пытаться изменить существующее положение вещей, для того, чтобы созданная им система работала на него, а у него оставалось время для более интересного для него самого занятия, или начинает искать другие способы реализации себя (уходит на административную работу, в науку, коммерцию и т.д.).

Так на что же делают акценты мужчины и женщины?

Женщины за основу берут то, чему они, в конце концов, должны научить: это знания, которыми ученик должен обладать на выходе. То есть преобладает работа на результат. Хорошо, если учащиеся успешные и результат имеет место.

Мужчины, на мой взгляд, более авантюрны, более склонны делать акценты на процесс, и в меньшей степени на результат. С одной стороны это обуславливается тем, что происходящее здесь и сейчас интереснее, чем то, что будет завтра (до завтра надо ещё дожить!). От работы надо получать удовольствие, а иначе, зачем тогда работать (да ещё и за такую зарплату!). С другой стороны мужчины более спокойно относятся к требованиям учебных стандартов и не делают из них самоцель. Возможно, это в меньшей степени работает на результат, ведь о работе сегодняшней школы судят всё-таки по итогам сдачи Единого государственного экзамена, но всё же это работает на развитие ребёнка хотя бы не с позиции обученности, но с позиции образованности, с позиции воспитания его умственной культуры.

Интересно ещё вот что. Работа в режиме «здесь и сейчас» абсолютно не отвергает способности мужчин стратегически оценивать развитие школы. Почему? Да просто потому, что им интереснее заглядывать в будущее и работать в режиме изменений, видеть и чувствовать динамику. Нормальный мужчина по природе своей созидатель, ему нужна деятельность, направленная на перспективу.

Убрав из школ мужчин как класс, в школах получена вполне управляемая учительская масса, которую можно упрекать, что учителя плохо работают, мотивируя это низкими результатами ЕГЭ, на которую можно бесконечно сваливать различные неоплачиваемые обязанности (с переходом к подушевому финансирования из многих школ выведены такие должности как педагог-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, и если работа психолога и логопеда просто не будет выполняться, то обязанности социального педагога автоматически сваливаются на классных руководителей), которой, в конце концов, просто можно меньше платить, а они выплеснут недовольство в учительской, и все равно будут работать. И постоянная травля (кем?) через средства массовой информации: Учителя виноваты…, виноваты…, виноваты! Что мы не компетентны! Что мы не профессионалы! Да нет, и компетентны, и профессионалы. Почему мы все это должны терпеть?!

Современную ситуацию, когда по своему составу школьное учительство является практически однополым, я бы не стал называть проблемой феминизации школы. Едва ли школьных женщин можно назвать феминистками. Женщины, посвятившие себя воспитанию детей, не могут быть феминистками ни по своей природе, ни по определению. А проблема обозначается просто – проблема однополого женского школьного воспитания мальчиков и девочек. И это социальная проблема всего нашего больного общества, а не проблема школы. Если сделать экскурс в историю, задуматься об изначальном предназначении мужчин и женщин, то современные тенденции развития общества просто ужасают. Все не просто перевернуто «с ног на голову», а сделано это в совершенно извращенной форме. Школа в данном случае не более чем заложник этой проблемы, которая создавалась в течение десятилетий самими мужчинами стоящими у власти, у которых отношение к школьному образованию всегда было как к чему-то второстепенному. Вот эту «второстепенную» работу и выносят на своих плечах женщины. А то, с чем они уже физически не могут справится (потому что общество больно), им же ставится в упрек как некомпетентность и непрофессионализм.

Где решение этой проблемы? Уж точно не в тотальной компьютеризации школы, на которую сейчас очень много обращается внимания, и на которую много надежд, и не в инновационных педагогических технологиях, о которых сейчас очень много говорится . А в привлечении в ряды учителей умных, грамотных, интересных учителей (и мужчин, и женщин), которые кроме школьного предмета могут дать нечто большее. В том, чтобы российский учитель за ставку (а не за две и не за две с половиной ставки) получал заработную плату не меньшую средней в промышленности. В том, чтобы учителям просто не мешали работать и учить детей. Тогда в школьном образовании, а затем и в обществе, многое может поменяться в лучшую сторону. А иначе тупик, в котором мы находимся сейчас. И никакие инновационные программы и реформы не спасут школу, пока в ней не появится УЧИТЕЛЬ, который не будет чувствовать себя человеком второго сорта.

Быть учителем не просто. Конечно будучи первоклашками, многие из нас хотят связать свои жизни с данным ремеслом. Ведь мы тоже хотели чувствовать власть, быть главными и наставлять других учеников. Для нас все это было лишь игрой воображения, мы строили свои представления на мнимых стереотипах нашего детства. Только повзрослее я начала понимать, какое же место учитель занимает в жизни ребенка, а в частности учитель женщина.

Согласитесь, услышав слово учитель мы тут же представляем свою классную руководительницу или любого другого преподавателя женского пола. Что же тут поделать, данный стереотип укрепился у нас самого детства и тут уж ничего не поделаешь. Хотя все же нужно заметить, что учителей мужчин в наше время ни так уж и мало и они занимают довольно значительную часть. Но все равно, все мы с вами представляем учителя женщину, хотя так было не всегда.

Если обратиться к истории появления образования и всего, что от него вытекает мы сможем увидеть, что первыми учителями были как раз таки мужчины. Они всегда были образованнее, а главное у них были права. Как не прискорбно об этом говорить, но во многих странах на протяжении всей человеческой жизни, женщины не обладали какими либо правами. Конечно случалось так, что были женщины воины и императрицы, но все это появилось в более поздний период. Именно поэтому право преподавать принадлежало только мужчинам. Время шло и нравы людей круто менялись, мужчины больше отходили к физической работе, женщина же к умственной, а то и вовсе просто занималась детьми и хозяйством.

Почему же в наши дни так много преподавателей женщин? Возможно потому, что некоторые мужчины стыдятся подобной профессии, ведь, как я уже говорила ранее, наши стереотипы устроены именно так. А может причина кроется в том, что женщина более внимательна, добра и терпима. Она не будет срываться на всякие глупости, ведь дети, которых она обучает становятся и ее детьми. Подтверждение моим словам мы можем увидеть на любом выпускном, когда классные руководительницы в слезах желают счастья своим повзрослевшим деткам. Ведь они на протяжении многих лет наблюдали за их взрослением. Переживали все взлеты и падения искренне радовались и переживали. Действительно учитель становиться матерью для своих учеников, пусть она не всегда их устраивает, порой они злятся и огрызаются, но повзрослев все таки понимают, как были глупы и несправедливы.

Учитель становиться нашим другом, он второй после родителей показывает нам окружающий мир. Объясняет все правила и тонкости, учит добиваться своей цели. Простите меня за мою прямолинейность и субъективное мнение, но мне кажется, что учитель женщина становится намного ближе к своим ученикам, чем учитель мужчина. Ведь женщина - это в первую очередь мать, для которой не существует чужих людей. Ученики становятся для нее семьей, которую она готова защищать и любить всем сердцем.
Учитель -это благородная профессия. Давайте же не забывать своих школьных учителей, навещать их по праздникам и дарить улыбку при каждой возможности. Ведь учитель - на время стала нам второй матерью, а возможно ею и осталась.

Мужчина, случайно оказавшийся в школе, скорее исключение, подтверждающее правило, поэтому исследователи таких феноменов обычно пишут о них статьи под заголовками:« Мужчина учитель — мужчина ли?», «Мужчина в школе: быть или не быть?», «Учитель-мужчина: неудачник или герой-одиночка?» Учитель — существительное мужского рода в единственном числе»…

Как-то незаметно профессия учителя в России из исторически мужской стала не почти женской, а просто женской, и . Оттого-то уже многие годы отечественное образование прочно лежит на хрупких женских плечах. Один учитель даже сравнил этот досадный перекос с Пизанской башней: «Как ошибка в проекте одной итальянской башни с неприличным названием может уронить это сооружение рано или поздно, так и кривобокое образование способно завалиться набок, оголив фундамент-общество. Школа — модель жизни. Коль модель перекошена, у детей меняется восприятие и реального мира ». То есть нехватка мужского воспитания в школе может привести к тому, что наши мальчики мужчинами так и не станут, потому что многие дети и дома-то растут в неполных семьях. Там тоже командуют мамы и бабушки, и в результате мальчики с детства прочно усваивают женский стиль поведения. И армия тут же не поможет, потому что в армию человек приходит взрослым и сформировавшимся.

И никому еще неизвестно, как аукнется со временем тот факт, что перекос в школе не только гендерный, но еще и возрастной, потому что средний возраст школьного учителя сегодня 52 года. И если ничего не изменится — будет только увеличиваться.

А что может измениться, и с чего это умная и талантливая молодежь пойдет работать в школу, если в рейтинге профессий учитель давно и прочно находится на последнем месте. Вот данные Всероссийского центра изучения общественного мнения на этот счет:

Как видите, в пединститут сегодня идут те, кто заранее смирился с невыгодностью и непрестижностью своей будущей профессии, то есть не самые лучшие выпускники и выпускницы. Так что кадровые перспективы на обозримое будущее у школы не самые радужные, а потому пожилая учительница еще долго-долго будет ее лицом.

Так почему же все-таки мужчины в школу не идут, а женщины в ней упорно работают, причем до самого преклонного возраста? Дело тут не только в маленькой зарплате. Женщина лучше выживает в этой профессии просто потому, что она более терпелива, более склонна к компромиссам и больше, чем мужчина, боится потерять работу. А уж если у нее в этой школе дети учатся, то из нее вообще веревки вить можно. На абсурд и несправедливость школьной жизни женщины реагируют примерно одинаково: в учительской пошумят, обидами своими поделятся друг с другом, а потом чуть пониже согнутся и потащат воз своей неблагодарной работы дальше. Поэтому, что у нас нынче с образованием ни вытворяют — никаких протестных акций учителей (учительниц то бишь) нигде не слышно. Они никогда не митинговали, касками не стучали, хотя бывали времена, в кои им зарплату не платили по нескольку месяцев, а на период летних каникул еще приходилось и подработку искать.

Мужчина в эту систему хуже вписывается. Потому что он не будет молча мириться с несправедливостью, не будет вопреки здравому смыслу вести 3 журнала (бумажный, электронный и свой собственный, который и есть самый правильный), не будет оттирать с парт неприличные слова и выражения жидкостью для снятия лака, не будет работать во время отпуска в школьном лагере, не будет бесплатно вести уроки ОБЖ, и много чего еще делать не будет... И пока школа не изменится, вряд ли мужчины захотят в ней работать.

Давайте посмотрим вблизи, кто же эти титаниды, удерживающие на своих немолодых женских плечах махину нашего образования? Какими они представляются обществу? Заглянем в Интернет:

«Учительница — компас, активирующий магниты интереса, знаний и мудрости в учениках. Она похожа на свечу — сгорает сама, чтобы осветить путь другим. Звучит красиво… Только такие сравнения давно перестали быть актуальными. Портрет учительницы начала XXI века — резкая и черствая женщина за пределами бальзаковского возраста, стремящаяся лишь к тому, чтобы не сорвать показатели успеваемости».

Или вот такой аспект:

«Интервью позволили выяснить, что нередко небольшая численность книг в библиотеках учителей связана не столько с их низкими культурными потребностями, сколько с низким доходом. Значительная часть учителей хотела бы, но не может позволить себе приобретать книги.

В ходе опроса также задавался вопрос о частоте посещений театров, музеев, выставок, концертов или хотя бы кинотеатров. Анализ ответов приводит к печальному выводу, что значительную часть респондентов нельзя назвать завсегдатаями учреждений культуры. В частности, ни разу за последние 12 месяцев не были в театре 34,8% учителей и 25,8% директоров».

Картинка вырисовывается, прямо скажем, не очень симпатичная. Но самое грустное, что она ничего не преувеличивает. Я, например, даже телевизор не смотрю, у меня его и нет вовсе. А даже если бы и был? Когда его смотреть??? Школа работает в две смены (это до 18 часов), и так — 6 дней в неделю. Вечером пришла с работы — пиши планы и проверяй тетради, пока не упадешь. Утром собралась — ушла в школу… И так весь учебный год. Сытый голодного не разумеет, не работавший в таком режиме, никогда не поймет. Когда читать, ходить в театр, если в парикмахерскую сходить некогда? Как быть доброй и веселой, если ты отвечаешь за:

  • успеваемость учеников, независимо от их способностей и желания учиться (лечить человека насильно еще можно, а вот учить — плохо получается);
  • за результаты ГИА и ЕГЭ и за объективность их проведения (где-нибудь еще наказывают за списывание не ученика, а учителя?);
  • за внешний вид учащихся, чтобы они ходили в форме (а дети упорно не понимают — зачем?);
  • за сохранность мебели в кабинете (ломают и разрисовывают);
  • за проведение внеклассных мероприятий (купи шарики и сшей костюмы);
  • за участие детей в различных конкурсах и олимпиадах (желательно с хорошими результатами);
  • за дисциплину в классе из 30 и более человек (где двое — трое пришли учиться, а остальные — поиграть в телефоне и поговорить с товарищами. Одна девица на моем уроке даже пыталась ногти красить);
  • за дисциплину в школе во время дежурства (то еще удовольствие);
  • pа проведение открытых уроков, семинаров и всяких школьных мероприятий;
  • pа проведение классных часов и родительских собраний (а плату за классное руководство отменили);
  • pа своевременное заполнение электронного журнала (на уроке-то всегда некогда).

А в сутках всего 24 часа …

А еще надо в магазин и на рынок, что-то готовить, стирать-убирать…

У нас ведь каждый в своей жизни проходит через школу, а многие по нескольку раз (с детьми и внуками), поэтому абсолютно ВСЕ лучше самого учителя знают, что он должен делать, и как он должен себя вести. И если кто-то школой недоволен, то недоволен в первую очередь учителем, люди ведь не замечают самой системы, заложником которой учитель и является. А система наша работает, как в сказке Одоевского: царевна Пружинка толкает в бок валик, валик цепляется за молоточки, а молоточки бьют по колокольчикам. Так вот, в этой системе учитель — это колокольчик, его бьют — он звенит, но от него ничего не зависит.

А почему женщина в школе становится «резкой и черствой», если приходит доброй и улыбчивой? Видимо потому, что срабатывают такие факторы, как деформация профессией и профессиональное выгорание. Вот цитата из психологического исследования:

«Труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Немалая роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, увеличивается риск возникновения эмоционального выгорания».

А в одном мужском журнале давали такие советы молодым людям, на случай, если «Ты познакомился с учительницей»:

« Не пугайся, если в какой-нибудь из вечеров она ни с того ни с сего не захочет с тобой разговаривать. Вот ты — когда ты последний раз безумолку вещал в продолжение 45 минут? Причем так, чтобы тебя услышали и поняли полтора десятка балбесов? И так шесть раз подряд — в течение шести уроков? В общем, предупреждаем: бывает, учительница так устает, что ей просто лень раскрывать рот. Тут ничего личного, и тебе придется это принять. Кстати, проблема с голосовыми связками — сестра ее профессии. Сюда же добавим риск заработать варикозное расширение вен (много стоит у доски) и часто рваные колготки (виновата старая школьная мебель).

Если ты вдруг не в курсе, то знай: как характер человека предопределяет выбор профессии, так и требования профессии постепенно становятся чертами характера. Учительницы со временем привыкают все контролировать: в школе она проверяет сменку, дневник, домашнее задание — дома она проверяет, вынес ли ты мусор, надел ли теплые носки, вернулся ли вовремя с работы. В ее манере делать замечания и поучать. И пусть тебя не удивляет ее высокомерие: она же самая умная в классе — и за пределами школы она тоже иногда априори мнит себя высшим разумом».

Собственно говоря, эта профессия еще в девятнадцатом веке считалась трудной (хотя были розги, а любого нерадивого можно было просто выгнать). Это признавалось даже государственными чиновниками, и срок выслуги пенсии в министерстве народного просвещения был 25 лет, в то время как во всех других ведомствах — 35 лет.

Вкусив прелестей учительской профессии, Василий Розанов так писал о своих коллегах более ста лет назад:

«Учитель угрюмо кладет деньги в банк, болезненно привязываясь мечтою к мысли, что когда обеспечит, наконец, себя, то станет и свободен, и независим. Но гораздо ранее, на пятнадцатом, на восемнадцатом году службы, обычная неврастения постигает его; отложенное — берется обратно, переносится к докторам; и когда вожделенная минута двадцатипятилетия (и пенсии) настает, — тот, кто столько ее ждал, не нуждается ни в чем более, кроме сиделки, компресса на голову, склянки с микстурой, — которые недолго еще будут облегчать последние его страдания».

Грустно, что с годами ничего не меняется. И в смысле отношения к профессии (мы теперь услуги оказываем. Образовательные). И в смысле нещадной эксплуатации (нагрузка учителя почти всегда полторы и больше ставки — результат оптимизации).

А чтобы уж всем было понятно, что проблемы школьного учителя не сегодня возникли, и что они в нашем государстве «ныне и присно и во веки веков», позволю себе еще одну цитату из В. Розанова:

«Уже на 12-м-14-м, реже на 16-м-18-м году своей деятельности, учителя становятся инвалидами, нуждающимися скорее в заботах о себе, нежели сколько-нибудь способными еще в течение 8-12 лет оказывать беспрерывное, ежеминутное и самое утонченное внимание к нуждам сотен и сотен образующихся юных существ. Общества покровительства животных, благодетельные попечители о тюрьмах — да вот перед вами братья ваши, лучшие из вас, несравненно более многих образованные, гуманные, действительно благожелательные, преждевременно искалеченные, кажется, всеми презираемые, несравненно более несчастные, нежели покровительствуемые вами четвероногие и двуногие. О, конечно, нет никаких внешних атрибутов страдания на них — кроме одного, впрочем, но зато общего, лежащего уже на всех: выражения их лица, их движений, манеры держать себя и говорить».

Хочет ли еще кто-нибудь кинуть камень в эту женщину, тянущую воз Российского образования, как тот бурлак на Волге?

У каждого учителя аргументов, чтобы уйти из школы, более чем достаточно, и многие действительно уходят. Но многие, несмотря ни на что, остаются. На вопрос:«Что вас удерживает в школе?», в учительских блогах можно найти разные ответы:

  • любовь к детям;
  • "работа очень нравится";
  • "люблю творчество";
  • "быть учителем — это интересно";
  • "люблю учить детей учиться";
  • "без школы прожить не могу";
  • "не представляю себя в другой профессии";
  • "осознаю значимость профессии";
  • "учусь вместе со своими учениками";
  • "не осмеливаюсь что-то менять";
  • "работа рядом с домом";
  • "хорошая нагрузка (как следствие — з/п устраивает)";
  • "отпуск большой и только летом";
  • "нет другой работы".

И еще можно добавить разных вариантов объяснения этого феномена, но мне думается, главное объяснение все же в том, что для всякой женщины основная ценность — это семья. А школа — это всегда большая семья, пусть не всегда дружная, не всегда успешная, с очень разными детками, с трудностями и радостями, но она своя, родная. И ради этого можно многое претерпеть. А если кто бывал в компании, где собралось более одного учителя, может подтвердить, что разговор у учителей всегда неизбежно переходит на школу, даже если договаривались тему эту не поднимать. Многие учительницы, дожидаясь пенсии, обещают сразу по ее получении из школы уйти, а потом не уходят, потому что боятся остаться без этой семьи, такой проблемной, такой хлопотной, но такой любимой.

Мнения учителей никто не спрашивает ни при составлении учебников, ни при внедрении ЕГЭ. Дело учителя — исполнять, что придумают «наверху». Учителя, как, впрочем, и дети — заложники Системы. В нашей школе как-то состоялась встреча с очередным Министром, и я спросила его, имея ввиду реформы:

— Как можно улучшить образование, одновременно сокращая финансирование, увеличивая количество детей в классе и заставляя учителя работать на полторы -две ставки?

Не думаю, чтобы те, от кого зависят все эти реформы, не понимали очевидных вещей. Все они прекрасно понимают, но, несмотря на возмущения общества, гнут свою линию. Лучше всех о сложившейся в образовании ситуации сказал писатель В. Непомнящий:

«Школьники, студенты, учителя, ученые, деятели культуры и искусства, отцы и матери, — объединяйтесь! Отечество в опасности».

Об авторе: Короева Зарема Александровна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Беслана" Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания.